НИКОЛАЙ ЛАРСКИЙ
О себе В 1962 году в Москве открылась одна из первых публичных выставок "неофициального искусства". Молодой художник Николай Ларский выставил свои работы в Московском Полиграфическом институте. Открыл выставку декан художественного факультета профессор А. Д. Гончаров. В 1960-61 г.г. Н. Ларский создает первые живописные работы авангардного направления. Художник-одиночка, индивидуалист, писал картины, упиваясь счастьем самовыражения и дарованной самому себе свободой. Энергия, таившаяся в художнике, нашла свое преломление в экспрессивных линиях и потоке красок, воскрешающих полузабытые сны и ярчайшие впечатления дня. Выставку сразу же запретили. Вторая выставка "неофициальной живописи" Н. Ларского состоялась вскоре в Московском Университете. Там сложился кружок студентов-вольнодумцев, которые, почувствовав отдушину "хрущевской оттепели", стали приглашать выставляться художников разных направлений. В дальнейшем кружок разогнали, наиболее инициативных исключили из Университета, выставку запретили, Период, когда художественное подполье могло выставиться на людях, закончился, и Ларскому снова нужно было складывать картины под кровать до лучших времен. Художник рассказывает о себе: "На Беговой в МОСХе тогда же набирали моду выставки молодых художников. Наивный молодой Н. Ларский понес свои работы на выставкам. Гробовое молчание было ответом. Молчал и мой учитель, замечательный художник Моисей Тевельевич Хазанов, член выставкома. Правда, потом он говорил: "Коля, ты талантливый, одаренный художник, ну зачем тебе "это" нужно?" Но мне "это" было нужно, нужно для самовыражения, несмотря на то, что в искусстве господствовало официальное направление - соцреализм, а всё остальное подавлялось. Вскоре для авангарда построили бетонный саркофаг и я там парился и мумифицировался". Но пришли иные времена, и Николай Ларский создает в 1985-90 г.г. живописный цикл "Коррозии". Н. Ларский называет происходящую в наши дни антропологическую и экологическую катастрофу одним словом - коррозия. На картинах этого цикла нет золотого солнца, безоблачного неба, первозданного пейзажа. Есть человек, который коррозирует и заражает своим распадом природу. Где человек - там экологическая катастрофа, грядущая свалка по всей Земле. Распят человек, распята природа. Они взошли на свою Голгофу. Об этом картины "Современные Адам и Ева", "Современная Голгофа", "Советский рабочий". В 1988 г., в разгар перестройки, Николай Ларский создал коллектив художников "Арбатская галерея", построил галерею выставочных стендов на улице Арбат и выставил живописный цикл "Коррозии" на всеобщее обозрение. В 1988, 1989, 1990 годах выставку смотрели тысячи зрителей. Шок, недоумение, узнавание - такова была реакция советских людей, увидевших на полотнах Апокалипсис настоящий и грядущий. "Например, разве мог я показать картину "СССР, коррозия" в 1987 году на официальной выставке? А здесь, на своих выставочных стендах, мог, и перед картинами за три года выставок прошел миллион зрителей. Некоторые говорили: "Вам руки оторвут за "это". Но ничего, не оторвали", Выставка "Коррозии" была показана по телевидению, о ней писали газеты; журналы напечатали репродукции работ с выставки. "Возможно, своими картинами я доставил неприятные минуты некоторым зрителям, - говорит художник. - Но мои картины - правда".
|