АЛЕКСАНДР КУЗЬМИЧ
Этноарт. Этноарт- набор характерных для этноса информационных символов, образов, предметов орнаментов и архетипов. С тех древних времен, которые в настоящее время прочно вошли в наше подсознательное, символы, предметы, орнаменты, знаки окружают нас вокруг. Что знаем мы о том времени? И о тех людях, что жили до нас на этой земле. Многое неизвестно. Многое никогда не станет известным. До нас дошли лишь некоторые символы, рисунки, орнаменты, тех далеких времен и тех людей, что жили в нашем далеком прошлом. Смысл не которых становится нам понятным только сейчас, смысл других так и останется нам непонятен. В то стародревнее время бытовая и духовная составляющая жизни людей были тесно связаны между собой и состояли в целостном единстве и неотделимости. Человек, обожествлявший природу вокруг, чувствовал свою тесную зависимость и единство от её сил. Она давала ему пищу, кров, одежду и он был в первую очередь благодарен ей за это, потому что от природы вокруг зависело его будущее. Мышление первобытного человека во многом было основано на чувственном мировосприятии. Чувственно воспринимались все элементы бытия, которые в сознании кристаллизовывались в архетипы. Архетипы, согласно К.Юнгу, – форма коллективного бессознательного. Именно архетипы сознания находят своё отражение в орнаментальной традиции различных эпох. Складываясь в универсальные схемы, они предстают в виде условных кодов-символов. Все сферы жизни первобытного человека, любой предмет, любой элемент быта обладают мощным семантическим полем. Смысл каждого символа многозначен, противоречив. Его декодирование носит вероятностный характер и сужается в отдельной ситуации применения. Мировоззрение основывается на восприятии реально существующих элементов бытия, что и обусловило сходство культуры народов всего мира на ранних этапах своего развития. Поэтому на огромных территориях даже в рамках различных культур складываются единые в своей основе представления о мире. Дело в том, что первобытное мышление является нерасчленённым: в нём неразделимо и взаимопроникающе связаны представления об общем и частном, о макрокосме и микрокосме. Как и в прошлом, в настоящее время восприятие действительности, перекодировано на язык культурных кодов, символов, образов и проецируется на все сферы деятельности человека. Несомненно, оно напрямую связано со сложнейшими процессами социальной, экономической и политической эволюции общества, и влияет на это общество. И именно культура является своеобразным индикатором этих процессов.
|