АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ БОГОЛЮБОВ
Русский художник, пейзажист, мастер русской батальной марины.
Боголюбов родился в семье помещика, отставного полковника. Рано лишившись отца, был отдан в Алексеевский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус (в Петербурге). Окончив последний, в звании мичмана (1841) служил на флоте; плавал в разные страны, побывав, в частности, в Лондоне, где его вдохновила живопись Дж.М.У. Тернера, и на Мадейре, где он познакомился с К.П. Брюлловым. Решив посвятить себя искусству, Боголюбов стал вольнослушателем в петербургской Академии художеств (1850–1853) у М.Н. Воробьева и Б.П. Виллевальде. В начале творческого пути испытал влияние И. К. Айвазовского. В 1853 г. получил большую золотую медаль и тогда же аттестат классного художника 1-й степени. С 1853 г. по высочайшему повелению назначен художником главного морского штаба Его Величества. Будучи «пенсионером» Академии художеств за границей, работал в мастерских Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе (1854–1860). С 1858 г. - академик Академии художеств, с 1861 г. - профессор живописи. Член Товарищества передвижных художественных выставок с 1873 г. С 1893 г. - действительный член Академии художеств.
Постоянно имел "высочайшие заказы по исполнению морских баталических картин", изображающих подвиги русского флота, автор многочисленных зарисовок и акварелей: Гренгамское сражение (1866, Русский музей), Гангутский бой (1876, Центральный военно-морской музей, Петербург) и др., завоевав славу выдающегося живописца-историографа. Эпический романтизм этих картин сопряжен с высоким мастерством передачи световоздушной стихии. Всецело романтической была первоначально и пейзажная манера Боголюбова, – он предпочитал сперва панорамные ракурсы, наполняя свои композиции задумчиво-поэтическим настроением (Вид Смольного монастыря с большой Охты, 1851; Женевское озеро. Шильон, 1854; обе картины – Художественный музей, Саратов). С 1873 г. жил преимущественно в Париже, систематически приезжая в Россию. Творчески сблизившись с мастерами барбизонской школы, сам стал настоящим «русским барбизонцем»: его мотивы и ракурсы становились все проще и непритязательней, зато цветовые гаммы, объединенные общим тоном, – еще изысканней (пейзажи Нормандии, Шевенинга (Голландия) и др.; 1870–1880-е годы). При этом он параллельно сохранял и прежнюю манеру, создавая в один и тот же период более академичные и студийные, как бы окутанные прозрачной дымкой воображения композиции (Устье Невы, 1872, Третьяковская галерея, Москва), и пленэрные картины, передающие природу «как она есть» (Лес в Вёле. Нормандия, 1871, там же); последние вещи уже вплотную примыкают к передним рубежам импрессионизма.
А.П. Боголюбов был основателем Художественного музея имени А.Н.Радищева, своего деда (1885) и рисовального училища (1897) в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. Опубликовал (в журнале «Русская старина» за ноябрь 1888) Записки моряка-художника. 1856–1857 (переизданы в 1996 г. в Саратове в виде спецвыпуска журнала «Волга»).
|