ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ ОСТРОУХОВ
Русский художник, мастер пейзажа, коллекционер.
И.С. Остроухов вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И.И.Левитана. Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой».
Родился И.С. Остроухов в Москве 20 июля 1858 г. в семье крупного предпринимателя. Получил прекрасное образование, знал три иностранных языка, играл на рояле. В юности увлекался естествознанием и собрал столь значительную коллекцию образцов флоры и фауны средней полосы России, что "о молодом натуралисте знали не только русские ученые, но и европейские" (В. А. Серов). В 1871 г. был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца). Однако, познакомившись с С.И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», в двадцать один год Остроухов впервые взял в руки кисть. Систематического художественного образования не получил, но в 1882–1884 гг. посещал петербургскую студию знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. Пользовался также советами И.Е.Репина, В.Д.Поленова, В.А.Серова. Был членом Товарищества передвижников и Союза русских художников, жил преимущественно в Москве.
В атмосфере прохладного отношения современников к творчеству Остроухова значительную роль в укреплении авторитета пейзажиста сыграл П. М. Третьяков, который покупал картины художника, был его другом и советчиком. Собиратель русского искусства наперекор художественному сообществу и авторитетным критикам приобретал на выставках одно за другим произведения малоизвестного автора. К началу 90-х годов в третьяковской коллекции находились пейзажи «Золотая осень» (1886-1887), «Ранней весной», «Площадь св. Марка в Венеции», «Первая зелень» (1887) и, наконец, «Сиверко» (1890). Последней картиной Павел Михайлович очень гордился и считал ее лучшим пейзажем в своей галерее. Это заставило художественную среду внимательнее присмотреться к работам молодого живописца.
После смерти Третьякова, в 1905–1913 гг. И.С. Остроухов входил в совет попечителей Третьяковской галереи. В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909 гг.).
Создал Илья Семенович также и собственную замечательную коллекцию, в которой были прекрасные по художественному уровню картины русских художников XVIII и XIX вв. и уникальная подборка древнерусских икон.
Как выдающийся знаток древнерусского искусства входил в комиссии по реставрации соборов Кремля и других средневековых памятников. Остроухова – художника, собирателя, искусствоведа, эксперта, общественного деятеля и чудака – знали в Москве все. Поэтому, хотя коллекция, размещавшаяся в доме художника, была после революции национализирована, дом его в Трубниковском переулке специальным постановлением объявили музеем иконописи и живописи имени И.С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. После смерти художника Музей иконописи и живописи имени И.С.Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В.Д.Поленова и Русский музей.
В поздние годы как художник И.С. Остроухов писал в основном уже не на пленэре, а по памяти, используя старые этюды.
|