Henri Cartier-Bresson
Он не дает больше интервью и не фотографирует. Созданный им образ безумного человечества безошибочен и неповторим. Он запечатлевал его с любовью, не жалея пленки, остро чувствуя, что "удел фотографа - непрерывно исчезающие вещи. И когда они уходят, никакая изобретательность, ничто на свете не заставит их вернуться".
Ощутив горячее дыхание жизни на съемках в Испании в 1933 г., Картье-Брессон решает для себя раз и на всю жизнь: никаких постановок! Он не фантазировал, не изобретал искусственную реальность, оставаясь верным документально-жанровой фотографии.
Началось все с малоформатной камеры "лейка", ставшей популярной в 30-е годы, и впечатлений от снимков Эжена Атже, французского реалиста начала века. По воспоминаниям самого Картье-Брессона, это стало его первым импульсом к творчеству.
В 1939 году он вступает во французскую армию, становится капралом в армейском кинофотоподразделении, а когда нацисты захватили Францию, попадает в плен. Трижды пытается бежать. С третьей попытки это ему удается. Вернувшись в Париж после тридцати шести месяцев фашистского плена, он становится участником Сопротивления. От мастера в те годы требовалось особое мужество, чтобы думать не только о борьбе с врагом, но и профессионально фиксировать на пленку поступь Истории. Картье-Брессон организует французских фотожурналистов для съемок во время оккупации и отступления фашистов.
Когда Вторая Мировая война в Европе закончилась, он работает оператором в Управлении военной информации Соединенных Штатов и снимает документальный фильм о возвращении военнопленных во Францию. В 1946-м объездил Соединенные Штаты, зорко наблюдая жизнь людей сквозь видоискатель своей камеры; В Музее современного искусства в Нью-Йорке в том же году состоялась первая большая выставка его работ. Вернувшись на родину, Картье-Брессон с двумя своими друзьями-фотографами - Робертом Капой и Чимом - основал независимое агентство "Магнум Фото".
Анри Картье-Брессон, переживший в свое время увлечение левыми идеями, дважды в своей жизни побывал в СССР. Впервые - через год после смерти Сталина, в 1954 г. И еще раз - в 1972-м. Фотографии, сделанные им во время этих поездок, были выставлены в Большом Манеже, на выставке, проходившей в рамках Фотобиеннале-2000, организованной Московским домом фотографии.
Картье-Брессон - гений выбора. Работая, он всегда расходовал пленку "километрами", стараясь поймать решающий момент, и отыскивал потом самый выразительный кадр в отснятой ленте.
Даже у профессионалов вызывает удивление, как можно поймать такие моменты, успеть вскинуть фотоаппарат, навести на резкость. Объяснение простое: мастер сроднился со своей камерой. Объектив - продолжение глаза, а наводка на резкость - инстинкт, живущий в кончиках пальцев. Репортер от Бога. "Самое трудное для меня - портрет, - говорил он. - Надо стараться фокусировать объектив между кожей портретируемого и его рубашкой".
Картье-Брессону всегда были интересны люди. Любое событие для него - лишь "возможность показать человека". Мастер напоминает нам о том, о чем сами мы иногда забываем.
|