ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВЕРЕЩАГИН
В. В. Верещагин родился в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. По традиции, молодому человеку из дворянской среды, получившему домашнее воспитание, следовало избрать военную или дипломатическую карьеру. Поэтому родители, несмотря на явную склонность восьмилетнего мальчика к искусству, определили его в Александровский кадетский корпус, по окончании которого в 1853 г. он был переведен в Морской корпус в Петербурге. И все же это не помешало юноше одновременно посещать рисовальные классы при Обществе поощрения художников. А в 1860 г., блестяще окончив корпус, вопреки воле родителей, Верещагин подал в отставку и поступил в Академию художеств, где он учился у А. Т. Маркова и А. Е. Бейдемана. Однако система преподавания в Академии художеств не удовлетворяла молодого художника, и, хотя в 1862 г. он получил малую серебряную медаль за эскиз "Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом", а за воплощение этого эскиза в картину заслужил одобрение Совета, неудовлетворенность работой вылилась в отчаянный поступок: Верещагин уничтожил свою композицию, "чтобы никогда не возвращаться к этой чепухе", как он сам выразился. Официально оставаясь в Академии художеств до 1865 г., фактически художник покинул ее стены гораздо раньше. В 1864 г. он посетил Париж, где занимался в мастерской художника Ж. Л. Жерома.
Верещагин много путешествовал по России и странам Западной Европы, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. В 1867-1869 гг. добровольно служил в Туркестане, в пограничных войсках (проявив храбрость при обороне Самарканда, он получил высшую боевую награду - Георгиевский крест), участвовал в русско-турецкой (1877-1878) и русско-японской (1904-1905) войнах. Свои картины художник писал, главным образом, на основе зарисовок и этюдов с натуры, выполненных во время событий, участником которых был он сам, либо во время путешествий. "Выполнить цель, которой я задался, - писал Верещагин, - дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то". Стремясь наиболее полно отобразить исторические события, Верещагин объединял свои картины в тематические серии: "Туркестанская" серия (1871-1874), "Балканская" серия (1877-1878 и 1880-е гг.), серия на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др. По демократической направленности своего творчества Верещагин был близок к передвижникам. В его работах впервые в русском батальном жанре романтическое изображение военной схватки уступило место философски глубоким размышлениям о войне, в результате чего в трактовке В. батальный жанр превратился в батально-исторический.
Последняя серия картин художника была посвящена испано-американской войне 1898-1899 гг. на Филиппинских островах и на Кубе. Всю свою жизнь Верещагин отдал благородной цели правдивого изображения войны, ее обличения. В.В. Верещагин погиб на боевом посту в начале русско-японской войны, на взорванном японцами броненосце "Петропавловск".
|