АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ТЫРАНОВ
Трудно предположить, как сложилась бы судьба юного «богомаза», не заприметь его бесспорный талант А.Г. Венецианов (1824). Юным иконописцем был Алексей Васильевич Тыранов, о неординарном художественном таланте которого споры продолжаются и по сей день.
Внешне карьера А. Тыранова была блестяща. Основные вехи его жизни и творчества таковы: занятия в школе А.Г. Венецианова; вольноприходящий ученик Академии художеств, встреча с К.П. Брюлловым (1836); пенсионер Академии художеств в Италии (1839-1843); академик с 1839 г.; пожизненная слава одного из лучших портретистов России; творческий кризис и смерть от чахотки в пятьдесят один год.
А. Тыранов обещает вырасти в крупного и самобытного русского художника. Влияние К. Брюллова неожиданно оказалось негативным. Стремление написать картину блестящей по форме и исполнению не сделало (и не могло сделать) из А.В. Тыранова «второго Великого Карла». И хотя у художника не было отбоя от желающих быть им написанными, видимо, прав был требовательный к себе и окружающим А. Иванов, который писал: «О Тыранове можно пожалеть, что в поздние лета и с малым образованием послан он в Рим, где, как человек с талантом, невольно почувствовал он потребность устремиться к чему-то возвышенному…» Возвышенного не получилось. Драма в личной жизни способствовала тому, что жизнь ушла из его произведений. Слава же сродни дыму — может быстро рассеяться. Но живописцем А.В. Тыранов был действительно талантливым.
|