ИГОРЬ ГУБАРЕВ
Кого-то может удивить то, что я позиционирую себя как психолог, фотографирующий детей. Годы практики детского репортажа упрочили моё убеждение, что создание ярких и запоминающихся фотографий детей невозможно без соблюдений, в первую очередь, следующих психологических условий :
• Создание отношений доверия с ребенком или группой детей – первый и важнейший шаг к успеху. Что бывает, когда этот шаг не пройден фотографом, прекрасно иллюстрирует этот снимок, сделанный в детском саду «профессионалом». Фото любезно предоставлено замечательным детским психологом Козловой Еленой.
• Психологическая поддержка особенно актуальна, когда съёмка ведется в группе детей. Многие дети скованы или замкнуты. Усилению неуверенности и чувства психологического дискомфорта могут способствовать новая обстановка, малознакомая компания, сильный эмоциональный накал детского праздника. Таким детям нужна помощь в создании условий, которые помогут им раскрепоститься, проявить себя, а также вовремя и незаметно для окружающих оказанная психологическая поддержка.
• Умение разрешать конфликты, которые достаточно часто возникают в детских группах. Разрешить конфликтную ситуацию можно на стадии её зарождения. Если же противостояние всё-таки успело разгореться, на помощь могут прийти психологические техники и приемы, которые помогут взрослому стабилизировать обстановку, при этом, не противопоставив себя группе детей.
• Организация интересного и зрелищного взаимодействия участников детской группы. Конечно, фотограф может просто работать по принципу «Не упусти момент », мне же более интересно зрелищные моменты создавать и их же фотографировать. Я умею и люблю организовывать различные игры независимо от возраста участников. И, конечно, всегда начинаю с игр на знакомство и развитие групповой сплоченности, создание обстановки психологического комфорта, а уж потом перехожу к организации зрелищных динамичных ситуаций.
Придерживаться этих принципов во время фоторепортажа, не задумываясь, почти на автомате помогает большой опыт работы психологом в школе, на телефоне доверия, в детском центре, проведение индивидуальных консультаций, и практика проведения психологических тренингов, для детей, подростков и их родителей.
|