Michelangelo Merisi da Caravaggio
Караваджо Микеланджело Меризи да (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1571-1610 гг.)
Караваджо Микеланджело Меризи да (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1571-1610 гг.), итальянский живописец.
Микеланджело да Караваджо (собственно Меризи да Караваджо) родился в 1573 г. близ Милана в селении Караваджо, откуда и пошло его имя. В 1584—88 гг. учился в Милане у С. Петерцано. Около 1590 г. Караваджо приехал в Рим, где пробыл до 1606 г. Здесь будущий художник поначалу бедствовал, работал по найму, вел беспорядочную жизнь, что позволило ему хорошо узнать быт и нравы городских низов (позже он неоднократно обращался к этим сюжетам). Спустя некоторое время модный живописец Чезари д’Арпино взял его помощником в свою мастерскую, где Караваджо выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина. Необузданный темперамент ввергал Караваджо в сложные и подчас даже опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Художник отличался бурным темпераментом и поистине авантюрным складом характера. Однако брутальность и «вульгарность» Караваджо отталкивала далеко не всех. Находились ценители этого дерзкого и независимого гения и среди богатых римских меценатов. У художника появился могущественный покровитель — кардинал Франческо Мария дель Монте. Искусство мастера постепенно признавали и другие власть имущие. Его приглашали знатные итальянские семьи Массимо, Барберини, могущественные маркиз Джустиниани, кардинал Шипионе Боргезе. Ранние произведения Караваджо (между 1592 и 1598 гг.), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи XVI в. (Дж. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др.). Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа Караваджо противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх»), аллегорическому истолкованию сюжета — непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Мальчик с корзиной фруктов»). Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, Караваджо воплощает в античном сюжете народное начало («Вакх»), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи — натюрморта («Корзина с фруктами») и бытового жанра («Шулера», «Гадалка»). Религиозная картина получает у него новую, интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет»). К концу 1590-х гг. складывается оригинальная живописная система Караваджо. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист»). Зрелые произведения Караваджо (1599—1606) — это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. Для них характерны мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная лепка объемов и звучный, насыщенный колорит. На рубеже XVI—XVII вв. Караваджо создал два цикла картин на сюжеты из жизни апостолов. В 1597—1600 гг. для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме были написаны три картины, посвященные апостолу Матфею. Из них сохранились только две — «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» (обе — 1599—1600). Для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме Караваджо выполнил две композиции — «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра». Несмотря на споры, а порой и скандалы вокруг имени Караваджо, он постоянно получал заказы на картины для храмов. В 1602—04 гг. художник пишет «Положение во гроб» для церкви Санта-Мария делла Валичелла в Риме. В 1603—06 гг. создает композицию «Мадонна ди Лорето» для церкви Сант-Агостино там же. Замечательна композиция «Смерть Марии» (1606), написанная для алтаря римской церкви Санта-Мария делла Скала и отвергнутая заказчиком. Здесь Караваджо дал свое истолкование традиционного сюжета «Успения Богородицы», которое, согласно церковной традиции, должно было нести в себе радость, ибо, закончив свою земную жизнь, Дева Мария соединилась на небесах с Иисусом Христом. Караваджо, напротив, представил это событие как трагедию: апостолы, окружающие ложе Марии, погружены в скорбь, а вид самой Богоматери навевает мысли не о блаженном вознесении на небеса, а о полной страданий жизни и тяжелой, мучительной смерти. Спокойная жизнь преуспевающего художника не могла удовлетворить мятежного Караваджо, в 1606 г. его дерзкий характер в очередной раз проявил себя. Караваджо убил на дуэли некоего Раннуччо Томассони из Тернии и скрылся от преследования в Неаполе. Здесь он создал несколько своих шедевров, а затем, спасаясь от преследования, перебрался на Мальту. Но и там, написав несколько прекрасных картин, он ввязался в очередную скандальную историю и попал в тюрьму. Вскоре ему удалось бежать и в последующие несколько лет Караваджо скитался по разным городам южной Италии. В поздних работах художника, созданных в годы скитаний (1606—10), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия») сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», «Бичевание Христа»). В 1609 г. Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Наконец в 1610 г., получив прощение от кардинала Гонзага, Караваджо сел на корабль, но так и не добрался до места назначения. Великий художник умер от лихорадки в Порт-Эрколе.
|