Александр Иванович Шелтунов (1951–2008) родился в городе Комсомольске-на-Амуре. В 15 лет он приезжает в Иркутск с подушкой, одеялом, матрасом и твердой убежденностью, что поступит в училище искусств. Несмотря на большой конкурс, ему это удалось с первой попытки. Выбор места учебы был не случаен: иркутская художественная школа считалась лучшей в Сибири и на Дальнем Востоке. С этого момента начинается его творческая жизнь в Иркутске. Дух города, общение с однокурсниками, друзьями радовали, придавали сил. Неуёмная энергия и честолюбие побуждали много и интенсивно работать. Именно в Иркутске сформировался творческий метод Шелтунова. Он традиционен в самом лучшем и серьезном смысле слова: большая подготовительная работа на бесконечных пленэрах по городу, окрестностям, Байкалу, затем тщательное обдумывание и обработка собранного материала в мастерской. Зачастую мастера всю жизнь либо работают в одной технике и в одном виде изобразительного искусства, либо сразу пробуют себя во многих видах и жанрах. Но у Александра творчество как бы разделилось по времени на две не совсем равные части: с середины 70-х и почти до 2000 года он график, и, прежде всего, акварелист. Начиная же с 2000-х годов пишет практически только маслом; основные его жанры ― пейзаж и натюрморт. Письмо пастозное, мазок крупный. Особый интерес представляют работы последних лет, посвященные 350-летию Иркутска. В них Шелтунов предстает как вполне сформировавшийся мастер масляной живописи. Перед нами работы, великолепно организованные в отношении пластики цветовых пятен, адекватно передающие мысли и переживания художника. Мастер создает волшебный мерцающий и сияющий мир деревянной архитектуры города. Мир, уже в значительной степени превратившийся в легенду ― любимую легенду иркутян старшего поколения, легенду об уходящем драматическом и веселом, полном уверенности и надежд, исполненном творческой активности времени. На протяжении более полувека велись споры о том, как сохранить старый, по преимуществу деревянный центр города, а между тем этот старый город постепенно исчезал под натиском индустриальных градостроительных технологий. Остался пленительный миф, легенда об исчезающем граде, и Александр Шелтунов является, быть может, одним из самых ярких и талантливых творцов этого мифа. Его серия работ, посвященных 350-летию Иркутска, ― воистину царский подарок Иркутску. Автор текста: Ираида Федчина
|