Все три указанных выше раздела композиции неразрывно связаны между собой и в итоге образуют одно целое, что собственно и принято называть композицией.
Геометрическая композиция включает в себя непосредственно геометрию предметов, которые при размещении на плоскости холста, условно создают один общий контур и в то же время "читаются" самостоятельно т.к. каждый предмет имеет свою геометрическую форму, свой цвет, свои освещенные места, собственную и падающую тень.
Пространственная композиция представляет собой геометрическое расположение предметов в реальном пространстве переносимое непосредственно на плоскость холста с учетом перспективного удаления или приближения предметов, а так же искажения геометрической формы предметов при перспективном удалении, что в совокупности и связывает геометрическое и пространственное построение композиции.
И на конец цветовая композиция определяет расположение предметов по отношению друг к другу с учетом их цвета, формы, пространственного расположения, тоновой насыщенности и яркости цвета.
Все три составляющих образуют общую композицию произведения и неразрывно связанны между собой. Конечно в скульптуре или в некоторых графических произведениях, где изображение может быть одноцветным, учитываются только тоновые отношения предметов или их частей. В данных направлениях изобразительного искусства раздел цветовой композиции можно опустить. Именно по этой причине мы и рассматриваем композицию в произведениях живописи.
Давайте начнем с геометрического построения.
В первую очередь нужно сказать о том, что очень важно при построении композиции учитывать то, как различного рода геометрические фигуры оказывают на человека различное влияние. С помощью геометрии можно задать определенный ритм в восприятии композиции или наоборот придать статику изображению. С ее помощью можно задать зрителю определенные "пути просмотра" произведения или наоборот вызвать неприятные ощущения. Можно вызвать у зрителя поток эмоций, взбудоражить воображение или создать спокойствие и умиротворение в его душе.
Так на пример если долго рассматривать нарисованный на листе бумаги равнобедренный треугольник, то через некоторое время у человека начнет возникать некое чувство беспокойства. Это связано с тем, что любой угол зрительно задает направление взгляду, зритель подсознательно направляет взор в указанном углом направлении и чем острее угол, тем сильнее он заставляет нас посмотреть в его сторону.
Это явление можно назвать "эффектом указателя", именно по этому все указатели направления, как правило, всегда сопровождаются стрелкой, на конце которой острый угол. Когда же мы смотрим на равнобедренный треугольник, наше подсознание не может выбрать направления, поскольку все углы одинаковы и это вызывает беспокойство. Конечно, все люди в разной степени восприимчивы. От степени восприимчивости зависит лишь время, которое потребуется для начала беспокойства и силы этого беспокойства.
Круг наоборот приводит человека в состояние покоя. Именно круг заставит зрителя рассматривать изображение бесконечно. Зритель подсознательно будет рассматривать изображение, двигаясь взглядом по кругу, так как глазу абсолютно не за что "зацепиться". Это движение будет бесконечным, и не будет вызывать ни какого беспокойства.
Множество частых вертикальных линий зрительно сжимает изображение по горизонтали и вытягивает по вертикали. Такие же горизонтальные линии создадут обратное впечатление.
Все подобные моменты необходимо учитывать, так, как все они задают определенный ритм изображению, указывают зрителю "пути просмотра" и способны вызывать у него определенное психологическое состояние.
Возвращаясь к началу построения композиции нужно заметить, что в любой композиции должен быть центр и этот центр не обязательно должен находиться в геометрическом центре холста. Он может находиться в любом месте картины, при этом все остальные элементы композиции становятся второстепенными и подчиняются композиционному центру. Центр должен восприниматься главной частью картины, основой композиции. Не обязательно так же, что бы композиционный центр был самым крупным предметом. Это может быть маленькая деталь, на которую будет обращено основное внимание.
Посмотрите картину П.А Федотова "Завтрак аристократа". Несомненно, центром композиции в данной картине является не сам обедневший аристократ, а именно его завтрак, который он пытается спрятать от неожиданного посетителя. Автор картины не навязчиво направляет внимание зрителя к центру композиции, которым является скромный кусок черствого, черного хлеба. В данной композиции аристократ является фигурой второстепенной, но именно с помощью этой фигуры внимание зрителя направляется к главному, к композиционному центру которым является в данном случае завтрак аристократа.
Часто начинающие художники не учитывают всех аспектов композиции, но даже подобрав на пример в натюрморте боле - менее подходящие по цвету предметы, забывают о том, что фон в картине является окружающей средой этих предметов и так же является частью композиции.
Мало знать основы цветоведения и уметь составить из имеющегося набора красок нужный колер, нужно еще и положить его в нужное место. Очень часто получается так, что, подобрав красивые, яркие краски и положив их на холст, начинающий художник видит на холсте грязное пятно. Это происходит по причине тог, что не учитываются условия цветовой композиции. Зрение человека устроено так, что находящиеся рядом цветовые пятна, глаз автоматически смешивает и в результате краски которые сами по себе красивы, в восприятии зрителя смешиваются и получается грязь, которая получилась бы, если бы мы на самом деле смешали эти краски. Так же нужно помнить о том, что любой предмет обладает способностью отражения или поглощения цветовых оттенков, находящихся рядом предметов, что два разных по цвету предмета на одном фоне могут выглядеть по-разному. Все эти моменты необходимо учитывать при составлении цветовой композиции.
Так же необходимо помнить, что вся картина в окончательном варианте, должна быть подчинено какому то общему колориту.
Конечно, многое зависит и от того какую задачу ставит перед собой художник, какие эмоции, чувства и ассоциации он хочет вызвать у зрителя. Иногда можно построить работу и на противоположности цвета, на контрасте тоновых отношений, но при этом все же не следует забывать о сочетании цветовых оттенков.
Пространственная композиция так же связана с цветовым решением, так как при удалении тоновая насыщенность и насыщенность цвета предметов становится менее выраженной. Находясь в пространстве предметы, могут частично загораживать друг друга, создавать тень, что так же влияет на изменение цвета предметов и в некоторых случаях может создаваться эффект "темных пятен".
При построении композиции в натюрморте у художника, несомненно, больше возможностей, чем при написании пейзажа, если конечно этот пейзаж не является вымышленным. Художник по желанию может вносить в постановку изменения, добавляя или убирая необходимые предметы, может менять их местами, подбирать по цвету и форме. Тоже касается и композиции в жанровых сценах и в портретной живописи.
В пейзаже задача сложнее и в тоже время проще. Сложность, как правило, заключается в том, чтобы выбрать наиболее подходящую точку обзора, ведь художник будучи на пленэре не может изменить ландшафт местности, поменять местами деревья, дома и т.д. В то же время не всегда бывает возможность занять позицию, так как хотелось бы. Как же быть?
Прежде всего, нужно внимательно посмотреть, что именно мешает обзору. Иногда в поле зрения попадает, какой то предмет, который портит общий вид композиции. Это может быть на пример линия электропередач или не красивый куст. Такие предметы можно "пропустить", то есть просто не изображать в композиции, не красивый куст можно изменить придав ему более красивые контуры, ведь художник изображает не столько реальность - сколько свое отношение к ней и свое восприятие реальной действительности, свои эмоции вызванные тем или иным видом.
Часто начинающие художники так увлекаются изображением деталей, что, в общем, не плохая композиция превращается в набор предметов, которые "колют глаз", не дают увидеть главного.
При работе на пленэре, необходимо помнить, что освещение (особенно в солнечную погоду) быстро меняется, соответственно меняется направление теней, их насыщенность, цвет на предметах и т.д. по этому на пленэре нужно работать по возможности быстро, а значит, на многие детали просто не стоит тратить время.
Конечно, можно ходить на одно и то же место много раз с тем, что бы написать подробно и тщательно. Но при этом нужно не забывать, что чем дольше вы работаете над одним и тем же этюдом, тем более "замученным" он становится, а многообразие мелких деталей в большем количестве может только испортить композицию в целом, да и зрителю многие подробности просто не нужны. Хотя бывает и так, что какую то деталь напротив следует "подчеркнуть", обратить на нее внимание зрителя.
При работе над пейзажем, сразу необходимо определиться с общим колоритом. Наиболее распространенная ошибка это так называемая "зеленка". Когда художник при написании зелени (травы, крон деревьев и кустарников) использует много зеленой краски или пишет и траву и кроны деревьев одной краской и в результате вся "зелень" на картине получается одинаковой или слишком зеленой, вся композиция приобретает зеленый колорит и становится скучной и не интересной. Посмотрите внимательно и вы увидите, что трава и деревья имеют разный цвет и этот цвет не всегда именно зеленый. Цвет зелени может быть и коричневым и голубым и желтым и даже красным.
Часто встречающаяся ошибка это разделение картины как бы на две части. Такая ошибка, как правило, встречается в натюрмортах, когда автор изображает край стола, на котором находится вся постановка. Ровная линия от одного края картины до другого визуально отделяет нижнюю часть изображения от верхней, что неизбежно приводит к разделению композиции на две части. Что бы этого избежать, можно "перебить" эту линию, на пример, положив на край стола свисающую гроздь винограда, веточку смородины и т.д.
Можно избавиться от такого разделения в изображении с помощью складок скатерти или свисающего куска драпировки. Так же можно при построении композиции выбрать такую точку обзора, когда край стола будет проходить не параллельно горизонтальной линии холста, а в перспективном удалении, но тут может возникнуть другая распространенная ошибка, когда угол стола направлен прямо на зрителя. В этом случае, угол неизбежно будет отвлекать внимание и зрительно "уводить" взгляд в нижний край картины. В таких случаях происходит "эффект указателя", который создает любой угол в композиции. Такой ошибки так же можно избежать с помощью свисающей драпировки или кладки скатерти на краю стола, которая, как правило, образует встречный угол и возвращает внимание зрителя обратно. При этом обратите внимание, что если соединение этих углов будет очень явным или ярко выраженным, то это соединение углов может сосредоточить на себе внимание и отвлечь зрителя от основной композиции. Подобные ошибки могут случиться не только в натюрмортах, но и в других жанрах живописи. Постарайтесь внимательнее следить и обдумывать композицию еще на стадии построения, чтобы не приходилось вносить исправления в процессе работы с красками, особенно если вы собираетесь работать акварелью, ведь в акварели уже ни чего нельзя будет исправить, если в процессе работы, особенно на заключительных стадиях вдруг обнаружатся подобные композиционные ошибки.
В композиции пейзажей часто встречаются и другие ошибки. Такие на пример, как изображение заборов или линии кустарников на переднем плане картины. Такая композиция тоже делит картину как бы на две зоны. Кроме того, подсознательно такой забор или ряд кустарников воспринимается человеком как преграда, которую нужно преодолевать и останавливает на себе взгляд зрителя. Такая же остановка осмотра изображения происходит, если такое препятствие встречается на других планах композиции.
Наилучшей для восприятия является такая композиция, когда зритель может «гулять» по картине взглядом и желательно, что бы он не бегал хаотично и рассеянно, не имея возможности остановить ни на чем свой взгляд, а так что бы движение взгляда происходило в каком то направлении, желательно по кругу. Такую картину можно осматривать долго и внимательно.
Очень важным моментом для композиции, является выбор формата будущего произведения. Если формат окажется слишком большой для композиции, то в картине может оказаться слишком много необоснованного пространства. При чем очень часто этим «лишним» пространством оказывается небо в пейзаже. Большой кусок неба конечно можно допустить, но он должен быть обоснован композиционно. Тоже касается и переднего плана.
Если формат холста слишком маленький, то может возникнуть ощущение, "фрагментарности" изображения, когда композиция не воспринимается целой картиной, а выглядит "куском", какого то произведения.
Прежде чем начинать рисунок композиции на большом формате полезно делать не большие наброски, размером чуть больше спичечного коробка. Это помогает увидеть будущую композицию в целом, определить ее геометрические контуры, не дает отвлекаться на детали.
Конечно, в одной статье невозможно рассказать обо всех тонкостях построения композиции, тем более, что работа над композицией процесс творческий. Каждый художник должен самостоятельно развивать чувство композиции, понятие о красоте. Другие могут лишь дать полезные советы и обратить внимание на недостатки, в целом же композиция вещь индивидуальная. При всей грамотности и отсутствии недостатков композиция может оказаться не интересной и в то же время другая картина при наличии недостатков в композиции может быть интересна и привлекательна.
Очень полезно для любого художника, время от времени просматривать свои старые работы, с тем, что бы найти допущенные ошибки, сравнить с новыми работами и с работами других художников. К стати сказать художник, как правило, в чужих работах, лучше замечает ошибки, нежели в работах собственных. Это происходит по тому, что на чужие работы он смотрит "другими" глазами, а к своим картинам глаз привыкает и ошибки труднее заметить, особенно когда долго работаешь над одним и тем же произведением. По этой причине полезно временно откладывать работу и смотреть на нее через какое то время, когда глаз от нее отвыкнет. Но не стоит откладывать работу очень на долго т.к. эмоциональное состояние любого человека постоянно меняется, меняется настроение. Подойдя к работе через большой промежуток времени, может возникнуть желание полностью переписать уже почти готовую картину. Тут нужно помнить и понимать, что это будет уже другая картина. Не увлекайтесь переписыванием. Как правило, постоянное переписывание одной и той же картины к хорошим результатам не приводит. Работа теряет свежесть, становится замученной и тяжелой для восприятия. Постарайтесь просто исправить допущенные недостатки.
Не расстраивайтесь если у вас, не сразу будут получаться хорошие композиции. Работайте чаще и со временем вы заметите, что вам все меньше приходится задумываться над проблемами создания композиции, многие моменты у вас станут получаться на уровне подсознания, на уровне профессиональной памяти.
Александр Аврин