Нынешнее желание все понять, осмыслить, пересказать умом холодным, меня не одушевляет. Рациональное движение «умников и умниц» подошло к черте, за которой для них – тупик. Идет другое время, где нужно уметь верить в фантазию, владея всеми своими, человеческими качествами и ресурсами. Творческая работа ведется не только от человека к человеку. Идея невмешательства и мирного сосуществования годится не только для соседей и государств, но и для человечества и природы, человечества и Бога. Вот где методы романтизма наиболее приемлемы и безошибочны. Прагматику, рационалисту они просто не по силам.
Сверхзадача подлинного искусства и дня сегодняшнего – суметь показать большое в малом: «Как в раковине малой океана великое дыхание гудит» (М.Волошин) Образ можно творить на клочке бумаги, на асфальте и стене, из песка и снега, из собственной жизни, наконец, неважно… Важно оставить след памятным хоть в одной душе. Увидев раз настоящее, не захочется подделки. Хочу добавить, образ может быть и экранный, но за лавиной мусора он почти неразличим. Вспышка света в ночи и только. Впрочем, упадок искусства – отдельная тема и она здесь не рассматривается.
Еще одно замечательное открытие романтизма заключалось в понимании того, что каждый видит по-своему. Поэтому никто не смеет навязывать свои правила, а, значит, и свои ошибки, другому. Неповторимость художника ощутима только в свободе его творчества.
В романтизме Европы в конце ХVIII – начале XIX века отцом и предтечей считался Микеланджело Буанаротти. Ситуация предельного напряжения сил природы и человека (у него не было различия междеу ними) очень интересовала художников того времени. Он явился путеводной звездой для них, потому что сам был романтиком. «Живопись – это не правда ситуации, а правда чувств» - Э.Делакруа. Поэтому несложные темы, черно белое исполнение у романтиков необычайно живописны и наполнены смыслом.
Нескончаемый «классицизм» советского времени подготовил почву для подъема романтизма 60х годов. Он был основан на противостоянии старым, отжившим формам жизни и политическому устройству общества. Мечта о «земном рае» который существует на земле, здесь и сейчас, вела и окрыляла. Отблески света той эпохи даже и сейчас не померкли совсем. Романтизм дня сегодняшнего и оттуда черпает силу и надежду.
Сейчас другое время и другие препятствия, им порожденные. Борьба за гармонизацию жизни, поиск точки опоры, за человека живого, развернулась на новом витке истории.
Конец ХХ века не дал ничего нового и оригинального в культуре, кроме нескольких одиночных голосов, налицо была остановка движения. Переориентация на технико-компьютерные средства выражения, новый, как полагали, универсальный метод, оказавшийся в руках техников от искусства, мало что дал, кроме понятия «глобализм», который и держится на технических достижениях, вовлекая в свою сферу все новые и новые массы. Но оказалось, что художнику этого мало. Глянец сушит душу автора и зрителя. Теряется живое, человеческое начало творчества. Художник, ручной труд, работа чувств – вот первооснова и стержень искусства и культуры.
Но, как всегда, все правильно «в мире сем», жестко, но правильно. Волна технического прогресса, захлестнувшая землю, волна, по сути, очистительная. То, что не жизненно, не талантливо, слабо, уйдет и растворится во времени. Переоценка ценностей коснулась не только ближнего времени, но и всей предыдущей истории. И новые варвары, как и всегда, являют собой инструмент очищения, чтобы затем кануть в безымянную могилу. Выбор, так или иначе, в итоге останется за человеком и человечеством.
Испытание пройдет подлинный духовный прогресс, который всегда сохранял преемственность культур.
Время примитивного прагматизма и одностороннего рационализма проходит. Что дало оно человеку, художнику? Унизив, сделало его сильнее, ибо, кто выстоял, тот не унизился, подготовив к приходу нового времени, которое от сотворения жило в нем.
Хочется верить, что со временем все ляжет на круги своя и жизнь предстанет в истинном свете, как паритетная борьба противоположных, но равных по силе идейных начал, просвещения и романтизма. Так было в лучшие дни человеческой истории, так оно и будет, и борьба эта – лучшее произведение человеческого бытия, направленная на поиск невиданных еще путей и открытий.
А.Киргизов, январь 2006 г.
http://www.kirgizov.by.ru/