Театр абсурда жизни вокруг нас не нов, но, по–своему, оригинален. В тех или иных формах он был всегда. Ныне, односторонний уклон жизни в сторону обожествления технических достижений и быта, своеобразен и не лишен некоей привлекательности. Жизнь человека в таком отгороженном мире определенно интересна, как новый этап борьбы и выживания. Но, как учит история и показывает реальность, с одной стороны – еще одна «Атлантида», с другой – мир природы. Посередине – человек, мятущийся, ищущий точку опоры. Нам, уклонистам, придется сильно подумать и еще больше сделать в пользу паритетных отношений анклава человеческого и природы. Поиск золотой середины - уже не отдаленная цель, но жизненно необходимая реальность.
В таких условиях попытки преодоления одностороннего рационализма и моделирование целостной, гармоничной личности приобретают особое значение.
Эта тема обострялась в трудные, переходные моменты общественной жизни и культурного развития. Зарождался новый взгляд на мир, на искусство, на человека. Появился новый стиль, именуемый романтизмом. Были и другие названия сообразно эпохам, но суть от этого не менялась. Примат поэзии над прозой, мечты над реальностью, чувства над разумом – основные его черты.
Сам термин «романтизм» возник в Европе на рубеже ХVIII –XIX веков. Это идейно-художественное движение пришло на смену идеологии «Просвещения», возникнув как следствие разочарования результатами Французской революции и всего прогресса в целом.
Многие художники нашего времени могут назвать себя романтиками, а свое творчество – романтизмом. Такой мастер, как и всегда – преобразователь мира, мира духовного, прежде всего. Данность вокруг его не устраивает, он набрасывает на мир свою форму, обретая в произведении зафиксированное состояние олицетворенной мечты.
Нам не подходит мироустройство – говорят они - , основанное на стяжательстве и нелюбви. Мы противопоставляем ему мечту о будущем без насилия и лжи. Мы хотим видеть иного человека и иное понимание его бытия. Пространство в произведениях мы очищаем от хлама времени, готовя его к приходу иного качества. Момент ожидания в них – основная черта творческого видения. И, если верить и работать на эту идею, новое обретет зримые черты.
Что же говорит сейчас в пользу романтического произведения? В нем нет четкой конкретики дня сегодняшнего. Она неинтересна. Мало, или вообще нет, людей и архитектуры. И нет еще разрушающего действа человека на Земле. А если и есть, то образы это отвлеченные, легко вписывающиеся в природу – основную тему творчества художников этого направления.
Создать новое небо и новую землю для нового человека, пусть в мечте. Это ли не предназначение художника? Но такова мечта о потерянном рае. И не цель ли искусства – время от времени приоткрывать завесу таинства для обретения вновь веры и надежды? Это главная идея романтизма.
«Я во всем и все во мне». Лозунг романтизма рождает представление об обязательном синтезе, единстве искусств. Всеобщность проявляется в произведениях нового направления, где живопись может звучать, как соната, архитектура – как скульптура и музыка, а музыка – как все вместе. Это– та глина, из которой все создано и в которую все превращается для нового воплощения.
В историческом аспекте средневековье, готика, привлекательны для романтиков, Химеры Нотр-Дама красивы и потому безвредны, Лучшие произведения других стилей и эпох, включая реализм, романтичны.
Основа творчества романтиков – фантазия. Фантазии нужен цвет, без него она зачахнет. Работа «на пленере» обязательна. Живой цвет, живой звук – питательная среда романтизма. Но и здесь ощущение художника – закон. Внутренний его голос – это голос искусства. Художник, толкователь языка природы, посредник между миром духов и людьми. Он объединяет прошлое и настоящее, настоящее и будущее, где мир – мистическое целое.
Художник-романтик отождествляет свое «Я» с просторами Вселенной, запечатлевает чувственно-осязательный облик природы. За всем этим видится символ всего мира, «идея художника».
Романтизм носит вполне определенный мистический характер. Мечта, ожидание идеала, фантазия – его основные черты, всегда мистичны. Интуитивное начало здесь основное звено в познании, а, скорее, в «перечувствовании» мира, в поиске Бога. Открываются новые горизонты на этом пути, к которым только так и можно прийти, приняв на веру идею, подсознательно, интуитивно.