«ЖИТЬ НАСТОЯЩИМ, НЕ ВЕДАЯ ПРОШЕДШЕГО, ЗНАЧИТ ВОЙТИ В ПУСТЫНЮ БЕЗ ПУТИ И БЛУЖДАТЬ В НЕЙ БЕЗ ЦЕЛИ»
(А.К.Бакиханов «Гюлистан-и-Иран»
Баку «Элт» 1991г. стр. 9)
Не знаю кто первый, где и как начал «ковырять» землю под ногами, чтоб выкопать заинтересовавший предмет (или часть его), но знаю одно: тот человек заложил основу археологии .науки о Прошлом. Главного источника информации о далеком и близком «Вчера». Благодаря археологии легче понять наше «Сегодня» и «Будущее», вступающей в свои права с каждой секундой проживаемой нами.
Вот как объясняет слово археология серьезный справочник: «археология» (англ. аrchaeology), изучение прошлого на основе материальных остатков деятельности человека, т.е. техника обработки полученной таким образом информации и преобразования ее для изучения в рамках первобытной истории (см. Доисторический период), а при наличии также письменных источников – и древней истории (см. Протоисторический период). Методика археологии изменяется в зависимости от периода, что привело к появлению специализации по предметам, например классическая, средневековая, индустриальная археология и т.д. (У.Брей, Д.Трамп «Археологический словарь» пер. с англ. М. «Прогресс» 1990г. стр.24)
Приведу слова Клод Леви Стросса «Ученый – это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы», цитата как нельзя к месту: археология ставит перед современниками вопросы. Ответы на эти вопросы ищут специалисты смежных с археологией дисциплин (наук) и, на первый взгляд, очень далеких от нее.
Иногда легенда, литературный источник воспринимался как объем информации и становился причиной важных археологических открытий. Пример этому жизнь и открытие гениального дилетанта – самоучки Генриха Шлимана, который поверил в реальность воспетых Гомером событий и открыл в 1870 году в Малой Азии легендарную Трою, а затем на Балканах – в Микенах, Тиринфе, Орхомене – царские дворцы и гробницы, поражавшие своим великолепием. Человек не имеющий филологического образования, тем не менее тщательно, снова и снова перечитывал Гомера и верил в то, что сообщали древние авторы о греческой или римской старине. Его вера, талант организатора, многочисленные публикации поколебали яростных оппонентов – ученых, с возмущением отвергающие мысли «самоучки», и потому, они потерпели сокрушительное поражение как только была открыта Троя, о которой писал Гомер.
Уже после его смерти было установлено, что открытые им памятники Трои, Микен, Тиринфа намного древнее того времени, к которому греки относили Троянскую войну. История эгейского мира сразу стала старше на две тысячи лет, и в этих новых рамках стало возможным искать следы тех царств и народов, о чьем могуществе рассказывали мифы.