В современном русском языке слово "гобелен" достаточно условно - им называют все текстильные изделия сотканные из нитей ( даже машинным способом "жаккард").На самом же деле в строгом смысле слова так называются лишь изделия знаменитой французской мануфактуры, созданной в середине 17-го века и действующей и поныне. Шпалеры появились гораздо раньше и гобелен отличался по технике от шпалеры. ( см. ст. "Сотканная живопись")
Мы же хотим рассказать о другом способе создания текстильных предметов, которые также уже много веков украшают стены и интерьеры домов. Это не сотканые из нитей, а сваляные из цветного шерстяного волокна ковры, которые появились несколько веков назад в странах юго-восточной Азии. Назывались они тоже по-разному.Дошедшее до нас и прижившееся название этого вида декоративно прикладного искусства -"Кошма". Создавались они из овечьей или козьей шерсти, которая предварительно окрашивалась органическими природными красителями.Шерстяные волокна (не нити, а именно волокна) выкладывались в виде декоративных, часто орнаментальных, рисунков на основе (предварительно сваляном однотонном куске шерсти). Когда рисунок был готов, его сворачивали в рулон и перетирали (валяли) локтями много часов. Благодаря такому свойству шерсти, как самосцепляемость ее ворсинок, кошма получалась очень крепкой, рисунок "впечатывался" в основу навсегда и сохранялся на долгие годы.
Современый нетканый гобелен берет свое начало именно у кошмы. Художник также выкладывает рисунок цветными волокнами на тектильной основе, а затем закрепляет его, только не ручным способом, а на иглопробивных машинах.По сути эта техника ближе к живописи, чем традиционный тканый гобелен - только вместо красок художник использует цветные волокна. Техника более свободна и современна в исполнении, чем ручное ткачество. А заводские иглопробивные машины позволяют использовать самые различные текстильные материалы. Нас этому учил в Строгановке на факультете "Художественный текстиль" профессор Нодар Валерьянович Цагарели в 90-х годах прошлого века. Сегодня авторство на эту иглопробивную технологию нетканого гобелена приписывают себе разные художники. А я считаю, что это не так важно: кто изобрел маслянные краски, сегодня никто не помнит. Но в технологию маслянной живописи вносит что-то новое каждый большой художник. Так и с гобеленом, настоящим искусством.
Ия Кокарева.
(Сайт: http://www.eya-kokareva.ru/)
Статья...
Таким образом, нетканый гобелен может служить таким же примером декоративного текстиля как и тканый гобелен. Причем название "Нетканый гобелен" прижилось благодаря тому, что в русском языке словом "гобелен" называли почти все виды текстильных произведений, а слово "нетканый" указывает на несотканность этих работ. Но для большей точности, мне кажется, необходимо добавлять "иглопробивной" гобелен.